Программа для анкетирования
Когда перед исследователями ставится задача «получить максимальный охват аудитории во время эксперимента при минимальных затратах», большинство из них прибегают к помощи анкетирования. Этот метод хорошо знаком каждому. Заключается он в заполнении респондентами заранее составленных анкет, и формировании выводов на основе полученных в ходе исследования данных.
Традиционное («бумажное») анкетирование и его нюансы
С классической программой анкетирования (когда респонденту представляется напечатанный бланк, который требуется заполнить) любой человек знакомится еще в школьные годы – пору разнообразных социологических опросов и исследований. Этот метод используется уже не один десяток лет, а потому достаточно хорошо опробован и не вызывает затруднений в организации или проведении. Однако имеются у него и минусы:
- Малый охват аудитории или значительные временные потери. В короткие сроки возможно опростить лишь тех респондентов, что находятся в непосредственной близи от организаторов. Если требуется получить информацию с другого города (или даже страны), ждать ее приходится достаточно долго, что для многих исследований, ограниченных временными рамками, критично.
- Значительные трудовые и финансовые затраты. Исследователям требуется подготовить материалы для опроса, найти людей, которые займутся его проведением и подсчетом результатов и т.д. Все это стоит немалых средств, что в случае динамического (многократного) сильно бьет по бюджету.
- Высокий процент погрешности. Если достоверность анкетирования может вызывать вопросы при любой форме его проведения, то корректность и полнота заполнения – лишь в случае бумажного варианта (т.к. здесь зачастую отсутствует «наблюдатель», который бы указал на ошибки).
Очевидно, что данный метод – пережиток прошлого. Из-за своей непрактичности он постепенно уходит в прошлое, открывая дорогу другим, куда более оптимальным способам сбора информации, одним из которых выступает электронный формат опросников.
Особенности электронного анкетирования
В отличие от классического способа сбора информации, программы для анкетирования в нашей стране появились не так давно, однако уже успело завоевать симпатии большинства исследователей. Единственным критичным минусом (в сравнении с бумажной версией) здесь можно назвать временные задержки при возникновении проблем со связью. Что до плюсов, то их ощутимо больше:
- Глобальный территориальный охват.
- Максимальная достоверность выборки (если установить правильные ограничения, доступ к анкете кроме ее ЦА никто не получит).
- Оперативные сроки проведения при любых масштабах анкетирования.
- Минимальные затраты, т.к. большую часть работ (сбор данных, их подсчет и анализ, вывод результатов в удобном для пользователя формате) программа для анкетирования может выполнять самостоятельно.
Если проводить сравнение с классическим вариантом анкетирования, то все преимущества налицо, однако это вовсе не означает, что данный способ стоит считать единственно верным и полезным. Стоит месту проведения опроса остаться без электричества, как все усилия исследователей (до устранения поломки) сойдут на нет.
Моби-С - двигатель мобильной торговли
Наглядным примером вышеописанных преимуществ сбора информации онлайн может считаться программа для анкетирования «Моби-С», являющаяся частью масштабного проекта мобильной торговли. Это приложение позволяет создать анкету, заполнить ее и выгрузить в офис, потратив на все про все не более 6 минут. Однако на этом достоинства не заканчиваются. Каждый пользователь, приобретший коммерческую или демо-версию программы, получает возможность:
- Собирать актуальную информацию о ценах и товарах в любой из сетевых (или индивидуальных) торговых точек.
- Подкреплять результаты анкетирования фото-отчетами, производить которые можно при помощи встроенной камеры смартфона.
- Проводить анкетирование контрагентов при помощи мобильных устройств, что исключает практически любые территориальные ограничения.
- Создавать бланки анкет при помощи встроенного визуального редактора, который может похвастаться обширным функционалом.
- Собирать информацию об остатках товара на момент подачи заявки и его фейсинге.
Программа вряд ли вызовет интерес у социологов, а вот для предпринимателей может стать настоящей «палочкой-выручалочкой». А если добавить сюда развитие онлайн-технологий, которое идет семимильными шагами и регулярные обновления самого приложения, то становится очевидно, что получить в итоге клиенты могут гораздо больше, чем рассчитывают.